Древнейший город Шуя
Первое документальное свидетельство о городе Шуе относится к 1539 г. Город Шуя упоминается в Никоновской летописи. Причем упоминается, в числе других городов, разорённых казанским ханом Сафа-Гиреем. Однако дата разорения города Шуи ни как не может считаться датой его создания.
С 1403 года упоминаются князья Шуйские, которые владели городом на протяжении почти 200 лет. Род Шуйских ведёт начало от одного из Суздальских князей - Василия Кирдяпы. Представителем этого рода был Василий IV Шуйский — последний царь из рода Рюриковичей. Но и это упоминание ни как не дата появления Шуи как города!
Неподалёку от горда Шуи были обнаружены так называемые Семухинские курганы (древние захоронения), относящиеся к X—XI векам.
Однако известны данные о куда более древнем происхождении города Шуи.
Так в книге Афанасия Михайловича Щекатова полное название которой: "Картина России, изображающая историю и географию хронологически, генеалогически и статистически, со включением обозрения по духовной, военной и гражданской её частям, как в первобытном её состоянии, так и в царствование государя императора Александра I. Собрано из верных источников", которая издана в Москве в Вольной типографии Федора Любия в 1807 году. написано, что за древнее происхождение Шуи говорит любопытное предание, согласно которому Шуя некогда была столицей Белой России, и само слово «шуя» на сарматском языке означало «столица». Под названием Белая Россия подразумевается Суздальской предел с принадлежащими к нему областями.
Юрий II. 1308 - 1340 годы
Там же написано, что «… престол древнейший во время Сарматских государей в сей части был град Шуя, но Юрий II перенес его в Суздаль…».
Годы жизни Юрия II 1308 — 1340, если учесть, что для того, чтобы перенести столицу, стольный город должен был как минимум уже существовать, да еще и успеть стать столицей. Следовательно Шуя явно древнее.
Теперь обратимся к истории Сарматов. Это древний кочевой народ, заселявший обширные пространства степной полосы Евразии от Уральских гор до Дуная.
Наименование сарматы известно из письменных источников, так древние авторы называли кочевников, проживавших в степях к востоку, и к западу от Танаиса (Дона). В научной литературе этноним сарматы используется для обозначения группы кочевых племен, живших в VII в. до н.э. – IV в. н.э.
Согласно преданию, пересказанному А.Ф. Щекотовым, получается, что история города Шуи уходит в глубь веков в дохристианскую эпоху, куда-то в начало нишей эры.
Современной наука считает, что сарматы не переходили к оседлости, однако примером оседлости является греческий город Танаис, разрушенный готами в 237 г., через 140 лет он был восстановлен сарматами и постепенно превратился в центр земледельческого и ремесленного хозяйства. Возникает вопрос - почему город Шуя не может быть вторым таким примером оседлости?
В условиях, когда не существовало единой армии и защиты границ государства, каждое поселение вынуждено было само себя охранять и оборонять.
С этой целью поселение огораживалось, отсюда и название "Город".
Так или иначе, археологически установлено, что уже в XI-XII веках местность в интересующем нас районе была населена оседлыми
племенами и народностями: примером могут служить древние захоронения –
Семухинская курганная группа (40 насыпей) – находящиеся на расстоянии 13
километров от Шуи.
Поселения тех времен могли
представлять из себя как простое родовое объединение без существенных
оборонительных укреплений, так и более крупное образование, которое
огораживалось, отсюда и произошло русское название "город". Широкое
распространение в ранней истории и в средние века получили укрепленные
поселения на берегах рек. Река давала не только воду, но и возможность создавать оборонительные сооружения, такие как ров и вал. Классическая схема строительства древнего города приведена на рисунке:
Созданное за счет земли из рва возвышение огораживалось частоколом:
А теперь посмотрите на план древней части города Шуи:
Нарисованные здесь линии не случайны. Вал обозначенный красной линией я не только видел своими глазами, но и катался с него на лыжах в детстве. Местные жители его по сей день называют городским валом.
Голубой линией обозначено предположительное расположение рва. Место определено по принципу более высокой внутренней части. Эта возвышенность видна и сейчас.
Русло реки Тезы отошло от вала с городской стеной, но миграция русла - это распространенное явление. Русла рек всегда постепенно смещаются в сторону внешней стороны изгиба реки, так как эта сторона подмывается течением. При этом противоположная сторона оставшаяся после отхода руста, остается низменной. Это можно видеть и в Суздале, и в Мышкине.
В краеведческом музее хранится карта 1850 г. на которой русло реки проходит вблизи городского вала:
Это же можно видеть на старинной фотографии с городскими купальнями:
В материалах сайта okrugshuya.ru приводятся следующие данные:
По левую сторону от дороги на высоком левом берегу
реки Теза в XIII – XIV веках. действительно возвышался кремль-крепость, земляные
валы которого достигали в высоту 34 метров. На валу была деревянная крепостная
стена с 4-я башнями по углам. В стенах крепости было 2-е ворот. Из «Географического
словаря, т. 5 (1867г): «Вышина валов внутри города с трех сторон по две сажени,
а с наружной стороны вал и глубина рва простиралась от семи до девяти сажен,
берег же Тезы имел 14 с половиной сажен».
К сожалению ни кремль, ни валы не сохранились. С
середины XIX века земляные валы начали срываться для хозяйственных нужд, однако
еще существовали до начала ХХ века, но в 1920-е годы стали еще ниже, из-за для
строительства дамбы у Октябрьского моста. Сейчас земляные валы Кремля XIII –
XIV веков. являются памятником археологии Федерального значения (Постановление Совета
Министров РСФСР от 04.12.1974 № 624).
На территории кремля находились осадные дворы
знатных землевладельцев И.И. Шуйского, Д.М. Пожарского, Д.М. Черкасского и др.
Они занимали северо-восточную и юго-западную части кремля. Ближе к Покровскому
собору полукругом находились дворы Николо-Шартомского, Троицкого и Суздальского
Покровского монастырей.
В «Писцовой книге города Шуи», составленной Афанасием Вековым в 1629 году,
упоминается осыпь, т. е. насыпной вал, и деревянные укрепления. Однако
деревянные укрепления (детинец) были утрачены (сгорели) после литовского
разорения в самом начале XVII века и более не восстанавливались.
С учетом судоходности реки и того факта, что в древности реки являлись основными, а практически единственными, торговыми путями, горд Шуя оказался в положении удобном для развития промышленности и отправки продукции по судоходным путям выходящим в основную транспортную артерию - в Волгу.
С середины 18 века в Шуе появляются ткацкие полотняные мануфактуры, самая первая мануфактура была открыта в 1755 г. В дальнейшем текстильная промышленность развивалась на противоположном берегу Тезы. В Шуе на реке Тезе базировался большой флот барж перевозящих текстильную продукцию.
В те времена областной центр "Иваново" был просто деревней "Иваново", однако с развитием железных дорог железнодорожный узел оказался именно там, и это привело к развитию промышленности в Иванове, который стал рабочим поселком "Иваново-Вознесенск".
Известный революционер Михаил Васильевич Фрунзе основную революционную деятельность вел среди рабочих города Шуи. Именно в Шуе установлен памятник М.В. Фрунзе и создан музей Фрунзе на центральной пешеходной улице города.
Во всех учебниках истории Советского союза была фотография здания Шуйской типографии и описана история, как группа рабочих под руководством М.В. Фрунзе среди бела дня захватила типографию в городе Шуя для печати революционных листовок. получилось, что снаружи нет ни каких подозрений - вроде бы типография работает как всегда в штатном режиме. Революционерам на входе Фрунзе дал указание: "Всех впускать, никого не выпускать". За время печатания листовок зашел священник, городовой, купец. Всех приняли, усадили, напоили чаем, а после окончания печатания листовок сказали выходить только через 15 минут. При этом расплатились по действующему прейскуранту и ушли. Вот эта типография и табличка на ее стене:
Рассказывать о городе Шуе и не предъявить читателю главную достопримечательность города построенную в 1810 году, было бы не этично! Вот она во всей красе и высоте 106 метров:
Перед колокольней памятник расстрелянным священникам:
В здании бывшего дворянского собрания расположен Литературно-краеведческий музей Константина Бальмонта:
Рядом с Литературно-краеведческим музем Константина Бальмонта памятник поэту:
Музей Казенный винный склад №3:
А это просто городская свалка, но в Шуе она превращена в уникальный вернисаж:
Железная роза:
Железная скульптура памяти Василии Шуйского:
Табличка у скульптуры памяти Василии Шуйского:
Железная скульптура Донкихота и Росинанта:
Три богатыря:
Баба Яга:
Фотограф:
Император Петр 1:
Коллекция уникальных бутылок: