Никольский собор – украшение Ярославова дворища, был заложен в 1113 году князем Мстиславом Владимировичем, сыном знаменитого Владимира Мономаха и его жены, английской принцессы Гиды Уэссекской. С матерью Мстислава связана история о строительстве одного из самых прекрасных соборов Северной Руси. На Мстислава напал медведь, и ранил его настолько сильно, что князь мог умереть. Во сне, ему, обездвиженному и страдающему, явился юноша и пообещал выздоровление. После пробуждения Мстислав рассказал о сне своей матери, а та догадалась, что это был святой Пантелеймон. Княгиня приняла решение отправится в Иерусалим, совершить паломничество в Святую Землю, чтобы поблагодарить своими молитвами Христа и святых, которые спасли её сына. Мстислав же, в свою очередь, поставил храм Николаю Чудотворцу, в котором помимо Николая почитался и Пантелеймон.
Никольский собор — самый древний храм на территории Ярославова дворища и в целом на Торговой стороне. Построенный в 1113-1136 годах и освященный в честь особо почитаемого на Руси святого Николая Чудотворца, собор в 1992 г. был занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Никольский собор находится на территории бывшего княжеского двора. Согласно Новгородской первой летописи, храм был заложен в 1113 году князем Мстиславом Владимировичем. Это первое каменное сооружение на торговой стороне, посвященное Святому Николаю Чудотворцу.
В годы оккупации Новгорода немецко-фашистскими захватчиками храм был превращен в казарму, а в 1945 году его передали в пользование православной церкви. В сентябре 1962 года Никольский собор как действующий храм был упразднен и передан в пользование Новгородскому музею.
Почти ровесник Великого Новгорода, простоявший в его сердце, на Ярославовом дворище, на протяжении девяти веков, к концу XX века Никольский собор нуждался в срочной и дорогостоящей реставрации, которая была невозможна в условиях экономического кризиса в России. Тогда свое плечо подставили ганзейские города-партнеры, как это бывало не раз за историю русско-ганзейских отношений. В соборе в 1990-е гг. проведены реставрационные работы, финансируемые городами «Ганзейского союза нового времени». В спасении Никольского собора приняли участие жители ста ганзейских городов, названия которых Новгород с благодарностью хранит: их можно прочесть у главного входа в храм. В интерьере сохранились многочисленные фрагменты первоначальной живописи XII в. В соборе экспонируются фрагменты фресок XII в., среди которых «Иов на гноище», «Страшный суд», фресковые орнаменты, др. Большая часть живописи относится к XIX в.
В 1999 году, когда Новгород праздновал 1140-летие, собор предстал во всем своем великолепии. В ходе реставрации шедевр архитектуры XII века был спасен от полного разрушения. Кроме того, с него сняли налет времени - удивительный храм был восстановлен в своих исконных формах.
В мае 2013 г. в соборе открылись выставки, приуроченные к 900-летию храма:
• выставка «Рисунки-граффити в новгородских памятниках XI – XIV вв.» знакомит посетителей с небольшой, но наиболее яркой частью богатого изобразительного материала, сохранившегося на стенах новгородских храмов;
• выставка «Никольский собор. Исследования, реставрация», в состав которой включены материалы исследований и реставрации
Николо-Дворищенского собора, строительные и декоративные материалы, а также фотографии, документы и личные вещи архитекторов и археологов, занимавшихся изучением памятника;
Мультимедийная панорама «Великий Торг и Княжий двор» - это новый программно-аппаратный выставочный комплекс, для которого специально был построен панорамный экран обзором в 360˚ и диаметром 6 м. Панорамные изображения создаются с помощью 6 широкоугольных проекторов, управляемых 3 мощными компьютерами. Система направленного звука позволяет создавать различные звуковые эффекты.
Посетителям представляется уникальная возможность окунуться в атмосферу средневекового Новгорода, услышать голоса древнего Торга, узнать, где собиралось вече и заседал купеческий суд, а также лучше понять историю одного из древнейших городов России.
состав творческого коллектива, работавшего над панорамой, вошли научные сотрудники нескольких отделов: хранения и изучения архитектурных памятников и монументальной живописи, отдела хранения и изучения письменных источников, специалисты отдела развития музея. Автор аудио-визуальных и мультимедийных решений компания «А3V», г. Москва. На пресс-показе будет представлен первый из трех сюжетов цикла о памятниках Ярославова дворища. Можно смело назвать этот проект пилотным, т.к. это первая попытка Новгородского музея-заповедника внедрить современные информационные технологии в экспозиционной работе. Сюжет о Никольском соборе, его архитектуре и живописи, станет продолжением цикла. Средствами мультимедиа будет воссоздан иконостас собора. Зрители смогут увидеть более 70 икон из фондов Новгородского музея-заповедника, которые входили в состав 5-ярусного Никольского иконостаса и находились в нем вплоть до 80-х годов прошлого века. Работы по созданию мультимедийного контента для панорамы планируется завершить до конца 2014 года сюжетом об особенностях архитектуры памятников Ярославова дворища и торга, которые, по словам знаменитого новгородского архитектора Г.М. Штендера, являются «страницами каменной летописи Новгородской истории».
Внедрение современных цифровых технологий, поиск новых способов коммуникации с посетителями являются тенденцией развития современных музеев. Проект с созданием панорамных изображений по-новому знакомит гостей музея с историей Великого Новгорода, хранителем которой является Новгородский музей-заповедник.
вводится новый сюжет мультимедийной панорамы, который расскажет об архитектуре и живописи Никольского собора, второго по древности после Святой Софии новгородского храма. В фильме средствами мультимедиа Воссоздан иконостас собора. Зрители смогут увидеть более 40 икон из фондов Новгородского музея-заповедника, которые входили в состав 5-ярусного Никольского иконостаса и находились в нем вплоть до 80-х годов прошлого века.
Для компьютерной реконструкции иконостаса использованы:
изображения икон, скульптур и элементов резьбы из фондов НГОМЗ (более 60 предметов);
фотоизображения икон, находящихся на реставрации в мастерской Межобластного научно-реставрационного художественного управления (ФГУП «МНРХУ», г. Москва (10 изображений);
архивные фотографии интерьера Никольского собора 1913 года;
проект реставрации резьбы иконостаса, выполненный специалистами мастерской «Фреска»;
материалы статьи Анны Трифоновой и Юлии Комаровой «Иконостас Николо-Дворищенского собора в Новгороде».
Реконструкция выполнена с сохранением реальных пропорций иконостаса (12,76 м ширина и 11,80 м высота с учетом креста и верхних фигур). Лучше всего сохранился деисусный ряд (15 икон).
Наибольшие сложности, связанные с воссозданием внешнего облика, вызвал местный ряд иконостаса, т.к. он был практически утрачен во время Великой Отечественной войны. Поскольку иконы «Богоматерь Умиление» (1461 г.) и «Спас царя Мануила» (конец XVII в.) оказались по размеру значительно больше киотов, построенных после Великой Отечественной войны, реконструкция местного ряда сделана на основе не современных фотографий интерьера собора, а чертежей реставрационного проекта. Царские врата также добавлены из реставрационного проекта.
Порядок икон в праздничном ряду определен в соответствии с «Церковной и ризничной описью Новгородского Николаевского Дворищенского собора» 1854 года, (Государственный Архив Новгородской области).
Хронометраж фильма — 21 минута.