С 2006 по 2012 годы проводилась реставрация этого
уникального памятника XV века — единственной в России немецкой готической
постройки гражданского назначения, где проходили все важнейшие события — приём
послов, заседания новгородского «парламента» (Совета Господ) и Владычного суда,
торжественные пиры.
Сегодня, по окончании реставрационных работ, палата открыта
для посещения и на первом этаже здания развернута экспозиция «Палата
архиепископа Евфимия II на Владычном дворе Новгородского Кремля». Выставка
размещается в одностолпном зале на первом этаже восточной трехэтажной части
Владычной палаты под парадным «готическим» залом. По-видимому, зал этот обладал
особым статусом, так как имел отдельный вход, оформленный на южном фасаде в
виде монументального портала, и служил единственным парадным входом в палату.
Экспонаты выставки позволяют воссоздать страницы истории
святительской кафедры и резиденции, связанные с замыслом и судьбой уникального
памятника. Владычная палата была возведена, согласно летописи, в 1433 г.
немецкими и новгородскими мастерами по заказу архиепископа Евфимия II.
Первоначально она представляла собой монументальную репрезентативную,
структурно сложную постройку. И хотя остается неизвестным назначение Палаты,
есть основания полагать, что ее создание связано с историей святительской
кафедры и с деятельностью самого архиепископа Евфимия II Вяжищского
(1429-1458), одной из крупнейших фигур в новгородской истории. Не исключено,
что именно в покоях Палаты рождались и получали развитие его программные идеи
возвеличивания Софийской кафедры, прославления особо чтимых новгородских
святынь и святых, важнейшее место среди которых принадлежало святителям.
Экспозиция, включающая более ста пятидесяти произведений
серебряного и золотого дела XVII-XIX вв., располагается в трех залах второго
этажа корпуса викариев (здание Иоанновского корпуса).
Первый зал посвящен образцам светского искусства, но
нашедшим применение среди церковной утвари. Русская и западно-европейская
драгоценная посуда, осветительные приборы, предметы быта конца XVII - XVIII
вв., поступившие из новгородских храмов, в таком объеме экспонируются впервые.
Второй зал экспозиции посвящен новым тенденциям в развитии
серебряного дела в конце XVII-XVIII вв.
Основными техниками становятся резьба и чеканка. В моду входят изделия с яркими
самоцветами и жемчугом.
В третьем зале экспозиции представлен круг памятников
ювелирного искусства, принадлежащих мастерским, цехам, фирмам Москвы,
Петербурга и Новгорода периода XIX века.
Ювелирное искусство этого времени характеризуется влиянием стиля
классицизма, новыми технологиями в первой половине столетия, декоративной
манерой и особой стильностью к концу века.