Курорт "остров Джерба"
Об острове Джерба обычно пишут в конце справочников и путеводителей по Тунису не только потому, что он географически отдалён и находится на границе с Ливией, но и потому, что эта полная идилии земля стоит особняком в политическом, религиозном и этнографическом смысле.
Существует легенда, что Улиссы, плывшие из Тори, обнаружили в море остров, где островитяне жили райской жизнью на цветке лотоса. На звание «земли лотоса» из легенды претендуют три острова: Джерба, Майорка и Минорка, поэтому Джерба считает себя ещё и Огигией, где Калипсо держал под стражей Улиссов.
История острова началась при римлянах, построивших Гирбу, Харибус, Менинкс и Типасу, по всей вероятности, на фундаментах финикийцев. Вклад Джербы в классическую историю невелик и ограничивается тем, что здесь родились императоры Галлус и Валериан, проведшие на престоле в общей сложности девять лет (с 251 по 260 гг.). Вандалы, византийцы и хилалианцы не нашли практически ничего, что бы вызвало их природный интерес к разрушениям, однако географическое положение острова и наличие ровных песчаных берегов привлекали средневековые морские державы.
Роже II, добавлявший всё новые и новые земли к своей империи и правивший в Сицилии, Пруссии и Иерусалиме, захватил остров Джербав 1134 году. Роже II сменила целая череда завоевателей, список которых похож на список лауреатов премии Оскар.
Осады и битвы достигли апогея в 1560 году, когда французские, испанские и неаполитанские войска Папы объединились с Мальтийскими рыцарями и сломили пиратский режим Драгута раз и навсегда. В сражении уцелело всего 5000-6000 христиан, спасшихся бегством в Бордж эль-Кебир. Буквально через два месяца они были схвачены и казнены Драгутом, а их скальпы были выброшены на берег.
В 1881 году островитяне ещё оказывали вялое сопротивление французам, а две мировые войны уже прошли остров стороной.
Положение с религией на острове также отличается от всей остальной страны: в VII в. они приняли ислам, затем многие перешли в секту ортодоксального ислама, приветствующую терпимость к другим конфессиям и ставящую сознание человека в основу его поведения.
Развитие острова определялось и природными условиями: отсутствие воды ограничивало экономическое развитие и вело к массовой эмиграции. Размеры острова Джерба - 30 км. в самом широком и в самом узком месте, самая высокая точка над уровнем моря находится на высоте 55,5 км. Остров экспортирует ковры, рыбу, морские губки, керамику и мыло. В каждой деревне можно увидеть фсакии классические устройства для сбора дождевой воды, представляющие собой наклонные поверхности и системы стоков и желобов из цемента. На острове 213 мечетей.
Хумт Сук (Houmt Souk) единственное поселение городского типа на острове и, естественно, его столица. В городе из достопримечательностей интересны завия Сиди Исмаила и мечеть Сиди Саида (или завия Сиди Саида, молебны проводятся на Джербе как в завиях, так и в мечетях). Основная магистраль города идёт от пляжа, на котором местные женщины моют шерстяные пряжи, к центральной площади, давшей название городу (Хумт Сук = рыночный квартал).
Бордж эль-Кебир (Borj el-Kebir = Большая Башня) находится на побережье. На этом месте в 1284 году был построен первый форт. В начале XV в. хафситский султан достроил существующие и сегодня ворота для отражения атак испанцев. В 1560 г. цитадель захватил Драгут, который и перестроил её в 1567 году.
Само название город получил по имени начальника строительства Бордж Гажи Мустафы, давшего название, но не захороненному в усыпальнице на вершине башни.
С 1971 года здесь ведутся активные раскопки и реставрационные работы. На пляже можно увидеть простую пирамиду, установленную в память о Башне Скальпов, сооружённой Драгутом и простоявшей в этом месте с 1560 по 1848 год, после чего европейские колонизаторы перенесли её на христианское кладбище.
Краеведческий музей был открыт в завии Сиди Зитуни в 1968-69 гг. и предоставляет зрителю возможность увидеть отлично представленную и маркированную на французском и арабском коллекцию традиционной для острова одежды, ювелирных изделий, керамики (в том числе 250-литровый дух) и резьбы по дереву.
Название поселений Хара Кебира (Hara Kebira = Большое Гетто) и Хара Сегира (Hara Seghira = Маленькое Гетто) го ворят сами за себя. Неизвестно, когда и как еврейская община попала на остров. Сами евреи считают началом своего присутствия на острове захват вавилонян в 590 году до н.э. Несомненной является расовая чистота евреев Джербы, определяемая как по внешним признакам, так и по ставшему тенденцией снижению их численности. Из 5000 евреев, живших в Хара Кебира и Хара Сегира в 1956 году, сейчас осталось 750 и 250 человек соответственно. Причина этого в притягательности исторической родины, а не в местном антисемитизме, которого на острове нет. В Хара Кебира есть большое еврейское кладбище, синагога Дкхтия и ювелирные мастерские, работающие по золоту и серебру в древневизантийской художественной манере.
Гриба (Ghriba) синагога, известная на всём Ближнем Востоке, центр международного паломничества. Даже историки, настаивающие на том, что сыновья израилевы прибыли на остров в 70 г. н.э. вынуждены признать, что Гриба была основана «за 600 лет до рождества Христова». Священный камень упал с небес на землю, указав строителям место, и появилась некая «чужая девушка» (гриба), помогавшая рабочим своими небольшими чудесами и давшая название синагоге. Современное здание было построено в 1920 году. За входной аркой находится гостиница для пилигримов, а скромные деревянные двери ведут внутрь синагоги.
Аджим (Ajim) главный рыболовный порт острова.