Сингальский и Тамильский Новый Год
Апрель в Шри-Ланке один из самых радостных и разгульных
месяцев в году, когда люди по всей стране готовятся отпраздновать наступление
нового годового цикла в гармоничных отношениях с матерью-природой. Этот сезон
называется Авуруддха (Avuruddha). Он знаменует собой приход Нового Года.
Традиция отмечать его имеет уже 2-х тысячелетнюю историю. В это время
проводится множество красочных фестивалей. Сингальский и Тамильский Новый Год
является национальным праздником Шри-Ланки и длится 7 дней. Люди ходят друг к
другу в гости с подарками и выражают особые знаки внимания старшим.
Новый Год (Алутх Авуруду, Aluth Avurudu) отмечается в середине апреля после
сбора урожая. Солнце переходит из дома Рыб в дом Овна и это служит сигналом для
наступления Нового Года. Точный момент его прихода определяется астрологами.
О наступлении Авуруддхи возвещают разрывы и сверкание множества новогодних хлопушек,
а также голос птицы коэль (или кукушки), известной ещё, как птица коха, чьё
кукование раздаётся только раз в году в период празднования Нового Года. Из
кухонь всех домов выплывают наружу тягучие сладкие ароматы, хозяйки готовят
сладости на основе кокосового масла, которыми будут потом угощать девушек,
бродящих голосистыми компаниями по улицам и гремящих трещотками.
Новый Год отмечается также и индуистами, поскольку буддизм и индуизм в
Шри-Ланке существовали бок о бок ещё со средневековых времён. Индуизм и буддизм
исторически связаны друг с другом. Их философские доктрины развивались
параллельными путями, различаясь только в способах достижения самопознания,
обретения полного освобождения и нирваны, а также природы божественного
творения. В отношении новогодних ритуалов никаких серьёзных расхождений не
было, поэтому буддисты и индуисты отмечают этот праздник вместе.
Тхай Понгал
Тхай Понгал (Thai Pongal) – это праздник урожая, который
отмечают тамилы по всему миру. В других частях Индии он называется Макара
Санкрантхи (Makara Sankranthi). «Понгал» на тамильском языке означает «кипеть,
переливаться через край». По тому, как кипящее молоко в глиняном горшке
переливается через край, загадывают пожелания на будущее для всей семьи.
Макара Санкрантхи / Тхай Понгал отмечает начало сдвига солнечной траектории к
северу, в результате чего дни становятся длиннее. Первые зёрна урожая тамилы
посвящают богу солнца Сурье (Сурья Мангалья). Традиционно отмечается в период
сбора урожая, как символа процветания, и служит благодарением дождю, солнцу и
сельским животным за помощь в жатве. В деревнях люди одеваются в новые одежды.
Для владельцев коров, которых почитают как священных животных, это один из
важнейших праздников.
Фестиваль Тхай Понгал празднуется в течение 4 дней с последнего дня тамильского
месяца Мааргазхи (декабрь – январь) до третьего дня месяца Тхай (январь –
февраль).
Дипавали
Дипавали (DeepaVali) является одним из значительных
фестивалей в индуизме. В Шри-Ланке Дивавали – официальный государственный
праздник. Последователи индуизма отмечают его как «праздник огней». Они
зажигают дияс (diyas) – хлопковые верёвочные фитили, вставленные в небольшие
глиняные горшки с кокосовым маслом. Это символизирует победу сил добра над
низменными страстями внутри каждого верующего.
Рамадан
Рамадан девятый месяц лунного исламского календаря. Это
исламский месяц поста, когда мусульмане воздерживаются от еды, питья, курения,
других излишеств, а также неправедных мыслей от рассвета до заката. Пост
предназначен для выработки у мусульман терпения, скромности и духовности.
Рамадан – это то самое время, когда мусульмане молятся больше обычного и
постятся во имя Аллаха. Они просят прощения за прошлые грехи, молят дать им
стойкость, чтобы воздержаться от неблаговидных деяний в повседневной жизни и пытаются
очистить себя с помощью самоограничений от всякого зла и подвигнуть на добрые
дела. В отличие от солнечного календаря, даты проведения Рамадана плавающие –
они сдвигаются вперёд примерно на 10 дней ежегодно в обратном порядке. Рамадан
был тем самым месяцем, когда Пророку Мухаммеду был ниспослан Коран [Коран
2:185].
Ид-уль-Фитр
Общепринятым приветствием в течение этого праздника
считается арабское «Ид Мубарак!» - «Счастливого праздника!» Во многих
мусульманских странах это приветствие видоизменяется, в зависимости от местного
языка и традиций.
Как правило, мусульмане просыпаются рано утром, завтракают фруктами, одевают
свои лучшие одежды и отправляются на специальную молитву, которая проводится в
мечетях или на открытых площадях. Специального призыва к молитве (азан), а
также второго призыва (икама) не произносится и состоит из двух
последовательных молитв (рака’ат). Далее следует проповедь, а затем мольба о
прощении, милости и помощи для всех живых существ по всему миру. Проповедь
имама (хутба) даёт рекомендации мусульманам относительно исполнения ритуалов
праздника Ид, в частности налога в пользу бедных (закят). Затем молящийся
должен обнять сидящих рядом с ним по обе стороны, приветствуя их. После
молитвы, люди посещают своих родственников, друзей и знакомых, а некоторые идут
на кладбища почтить дух предков.
Канди Эсала Перахера
Канди Эсала Перахера (Kandy Esala Perahera) – крупнейший и
самый красочный фестиваль в Шри-Ланке. Миллионы людей в течение июля-августа
(месяц эсала) ежегодно прибывают в Канди, чтобы наблюдать, как из Храма
Священного Зуба Будды (Далада Малигава) выносят символ страны – Зуб Будды в
драгоценном ковчеге. Тысячи людей одновременно, независимо от вероисповедания,
погружаются в праздничное, немного экстатическое и восторженное настроение.
Как правило, первые шествия (девале) проводятся в сокращённом виде в течение 5
дней, после чего устраиваются развёрнутые процессии «кумбал» и «рандоли», также
в течение 5 дней каждая, вплоть до дня полнолуния. На следующие сутки после
последнего дня проведения рандоли совершается обряд разрезания воды на берегу
священной реки Махавели. На этом фестиваль заканчивается.
Рождество
На протяжении многих веков христианские авторы считали, что
Рождество означало фактическую дату, когда родился Иисус Христос. Однако, в
начале XVIII века, учёные начали предлагать альтернативные объяснения. Исаак
Ньютон утверждал, что дата Рождества была выбрана, чтобы соответствовать дате
зимнего солнцестояния, которая в древности отмечалась 25 декабря. В 1743 году
немецкий протестант Пауль-Эрнст Яблонски утверждал, что Рождество было назначено
на 25 декабря, чтобы перекликаться с римским праздником Непобедимого Солнца
(Dies Solis Natalis Invicti), и поэтому такие уступки язычеству не к лицу
истинной церкви. В 1889 году Луи Дюшен предложил «привязать» дату Рождества к
Благовещению, которое празднуется за 9 месяцев до Рождества, т.е. 25 марта.